Власти Беларуси вынуждены пересмотреть бюджет

Власти Беларуси вынуждены пересмотреть бюджетЭксперты говорили, что бюджет Беларуси на 2015 год будет скорректирован, так как слишком он оптимистичный. Так и случилось. Глава государства своим указом внес изменения в ключевые показатели главного финансового документа страны.

Доходы белорусского бюджета, которые были запланированы на сумму 156,7 триллиона местных рублей, решено увеличить на 6,6 триллиона. Этот рост ожидается, главным образом, за счет вывозных таможенных пошлин, налога на добычу природных ресурсов, прибыли от использования государственного имущества. В то же время расходы бюджета увеличатся на 11,9 триллиона рублей (предыдущий план был — 141 триллион). Вместе с тем предполагается, что бюджет останется профицитным, но этот профицит (15,7 триллиона) уменьшится на 5,2 триллиона «зайцев».

Указ предусматривает увеличение лимита госдолга Беларуси на 11 триллионов рублей (предыдущий лимит составлял 60 триллионов); лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, вырастет на 0,5 триллиона. До корректировки он составлял в эквиваленте $3 миллиарда.

Что вызвало необходимость пересмотра бюджета на текущий год, который закончится через три месяца? По мнению экономиста Льва Марголина, это связано с девальвацией белорусского рубля. Постепенная или не очень, но она идет от начала года, и бюджет, который принимался в конце прошлого года, утверждался исходя из совсем других соотношения белорусского рубля к свободно конвертируемым валютам.

Лев Марголин

Бюджетные доходы рассчитывались соответственно плана, согласно которому среднегодовой курс доллара к белорусскому рублю должен был составить 11.400 отечественных денежных единиц, но на сегодня он составляет уже более 17.500 рублей. Правительство закладывало в бюджет–2015 стоимость нефти $83 за баррель, но сейчас «бочка» стоит меньше 48 долларов. И существенного роста нефтяных котировок, как прогнозирует российский портал РБК, не предвидятся даже в среднесрочной перспективе. ВВП Беларуси должен в этом году увеличиться на 0,5%, но фактически (по данным Белстата) за январь-август он снизился на 3,5%.

«Сейчас эти соотношения изменились, соответственно, довольно существенно изменились и поступления от таможенных пошлин, от ввозного налога на добавленную стоимость и так далее, что существенно увеличило доходную часть бюджета в рублевом выражении. А с другой стороны, аналогичным образом увеличились цены на все импортируемые товары. И если учесть, что НДС и пошлина составляют только часть стоимости импортируемых товаров, а основную часть составляет их покупательский счет, то отсюда и получается, что доходная часть бюджета увеличилась, но расходная часть увеличилась значительно больше», — отмечает собеседник.

Власти не останавливаются в утверждениях, что ради спасения ситуации успешно проводится программа импортозамещения. Но на самом деле, полагает Лев Марголин, это ничего не дает. «То, что власти утверждают насчет импортозамещения, это мы оставим на их совести. Мы прекрасно знаем, каким образом это импортозамещение достигается, если, к примеру, народ чуть ли не в приказном порядке заставляют покупать белорусские лекарства, а не импортные. Но дело в том, что та часть импортозамещения, которая касается потребительских товаров, не является предпочтительным. Предпочтительным есть часть, которая касается сырья, материалов, комплектующих, без которых производство в принципе невозможно, — подчеркивает экономист. — И у нас получается смешная ситуация, когда для того, чтобы, скажем, вместо какой-то иностранной бытовой устройства сделать свои, нам приходится импортировать комплектующие. Ведь технологический уровень нашей промышленности не позволяет производить товары, особенно сложные, на том уровне, которого сегодня ждет потребитель. Поэтому разговоры про импортозамещение чаще всего только разговорами и остаются».

Что до практики пересмотра бюджета, особенно в конце года, то, по словам Марголина, в тех странах, где годовая инфляция составляет 2-3%, а соотношение национальной валюты и валют других стран вообще не являются делом правительства, такой проблемы не существует вообще. Но в случаях резкого падения курса национальной валюты или, наоборот, в случае ее существенного роста, страны с открытой экономикой, где существенная доля экспорта и импорта в составе ВВП, вынужден это делать. Иначе, говорит экономист, бюджет делается абсолютно не реальным.

Каким может быть белорусский бюджет на 2016 год? Это сложный вопрос, - считает Лев Марголин. «Потому что, как и все в нашей стране, это не экономическая категория, а политическая. Если с самого «верху» скажут, что бюджет должен быть профицитным, то он таким и будет. Но реально он будет дефицитным, независимо от того, какие цифры утвердит Александр Лукашенко, поскольку ситуация в экономике ухудшается, и это ухудшение будет продолжаться. Соответственно, это будет оказывать влияние на бюджет», — уверен эксперт.

По словам Марголина, опыт многих развитых стран показывает, что главным источником увеличения доходов бюджета является реформирование экономики, когда экономика начинает приносить доходы, если существуют только прибыльные предприятия. «Убыточные предприятия — это вообще нонсенс, потому что предприятие не может быть убыточным. Все остальное — «от лукавого». Можно увеличить ставки налогов, можно уменьшать необкладываемый минимум, можно сокращать исключения, которые не облагаются налогами, но все это мышиная суета. По большому счету, без реформирования экономики серьезного роста доходов бюджета не будет», — подытожил экономист.